Задачи:
- Формировать представления детей о насекомых;
- Закреплять знания о классификации природных обьектов и явлений;
- Развивать у детей внимание, наблюдательность , логическое мышление, связную речь, развивать словарный запас детей;
- Развивать детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности;
- Воспитывать интерес и любовь к природе, желание прийти на помощь в трудную минуту;
Предварительная работа: Чтение произведений В.Бианки, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил», рассматривание иллюстраций о насекомых, загадывание загадок, заучивание стихов.
Ход занятия:
Воспитатель: Все в сборе, можно начинать, но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать. (Дети здороваются - психогимнастика).
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
Здравствуйте гости дорогие!
- Ребята, чей это портрет? (Писателя В.В. Бианки.)
- Что вы знаете о писателе В.В. Бианки?
В.В. Бианки был писателем и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».
Ребенок читает стихотворение:
Повсюду: в лесу, на поляне,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверюшек
Узнаешь, дружок и поймешь.
Воспитатель: На нашей выставке представлено много книг писателя. Из книг В. Бианки мы узнали много нового, полезного и интересного из жизни природы. Какие произведения В. Бианки вы знаете?
Дети: «Чей нос лучше?» «Первая охота», «Чьи эти ноги»,»Хвосты»,»Красная горка»,»Кукушонок»,»Мышонок Пик»,»Синичкин календарь»
Воспитатель: Молодцы, дети, я вижу, что вы внимательно слушали рассказы Виталия Бианки, поэтому запомнили так много произведений.
Воспитатель: Где можно встретить героев сказок и рассказов В. Бианки? (в лесу, в поле, на лугу)
Воспитатель: Давайте вспомним ребята , о чём говорится в произведении Синичкин календарь?(о временах года)
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Весна)
Воспитатель : Назовите весенние месяцы( март, апрель, май)
Воспитатель : А какой сейчас месяц ?(апрель)
Воспитатель :А какое время года будет после весны?(лето)
Воспитатель: я предлагаю вам перенестись в следующее время года (какое?) – лето. Но мы пойдём не одни. Отгадайте загадку:
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
(Муравьи, муравейник)
Воспитатель : Правильно. Мы отправимся в путешествие вместе с любознательным Муравьишкой , из сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
(появляется на экране муравей)
Воспитатель: Вот наш герой. Давайте сядем на стульчики.(сели на стульчики)
Воспитатель:- Сегодня мы узнаем много интересного о жизни муравья иего сказочных друзьях.
- Как у всех насекомых у муравья есть голова, брюшко и 6 ног. С помощью усиков муравей чует запахи, вкус и сообщает об этом остальным муравьям. Ребята, а вы знаете, оказывается, муравьи плохо видят и никогда не спят!
Воспитатель:- Кто знает, почему муравьев называют трудолюбивыми?
Воспитатель:- Муравьи трудятся от рассвета до заката. Один муравей может поднять груз в 10 раз больше, чем весит сам.
(муравей на экране говорит)
Воспитатель: Муравьишка очень хочет попасть домой до заката солнца, и ему понадобится ваша помощь. Давайте дети вспомним, кто первый встретился на пути муравья?(гусеница землемер,на экране землемер)
Воспитатель:- Почему Гусеница-Землемер так называется? (ответы детей)
- У этих гусениц всего две пары ножек спереди и сзади. Она отмеряет на земле, сколько в ней роста, и опять в дугу скрючивается, так и ползет, как будто землю меряет.
Гусеница поможет муравью только тогда, когда мы выполним задание.
(конверт с заданием)
Дидактическая игра «Наоборот»: плохо - хорошо, высоко - низко, далеко - близко, широкий - узкий, добро - зло, весёлый – грустный и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием.
Воспитатель:И пойдём дальше помогать муравью.И пришли мы на луг.
Кого встретил на лугу муравей?(паука Сенокосца)
«Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат»
(Паук – сенокосец. )
Паук Сенокосец также приготовил нам задание, если мы его выполним ,то он поможет ему перебраться через луг.
Игра «Четвёртый лишний»(На столе лежат две коробки с карточками)
Средние дети берут карточки с красной коробки, а старшие из синей.
Воспитатель :Молодцы ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Пойдём дальше. Ой что это? Забор .Кто помог муравьишке перебраться через забор?(кузнечик)
С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку.
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.
- Кто это? (Кузнечик)
А почему ?Как вы думаете ?Потому что он может ни только высоко прыгать ,но и перелетать, так как у него есть крылышки . А вот и задание от кузнечика. Он предлагает нам побыть кузнечиками.
Физкультминутка
Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, Прыг-скок,
Стоп. Сели.
Травушку покушали,
тишину послушали
Выше, выше ,высоко
Прыгай на носках легко.
Воспитатель: Молодцы ребята ,через забор мы перебрались, идём дальше.
(шум воды)Что это. Что вы слышите? Куда мы пришли?(к водоёму). Смотрите, а это кто?
( Водомерка – клоп)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему водомер может передвигаться по воде? (ответы детей)
- Оказывается, ножки жука-водомера смазаны жиром, поэтому он легко передвигается по воде.
А вот и задание от водомерки?
Водомерка просит нас правильно построить предложения. Поможем ему?
Слушайте внимательно и исправляйте.
- Муха ходит по пруду, водомер жужжит в саду.
(Муха жужжит в саду, водомер ходит по пруду)
- Огурцы играют в прятки, малыши растут на грядке.
(Огурцы растут на грядке, малыши играют в прятки.)
- Волки плавают по дну, щуки воют на луну.
(Волки воют на луну, щуки плавают по дну.)
- Комар на цветке сидит, бабочка в лесу пищит.
(Комар в лесу пищит, бабочка на цветке сидит.)
Воспитатель: Молодцы справились с заданием .И пойдём дальше . Впереди нас лес. Кто помог муравью переправиться через лес?(Майский жук)
- Жук просит муравьишку назвать слова, которые начинаются на звук «ж». А младшие повторяют слово хорошо проговаривая ,выделяя звук»ж»(дети стоят в кругу, называют слово и передают мяч друг другу)
А сейчас жучок предлагает проговорить чистоговорку. Слушайте внимательно.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на веточке сижу,
Я на веточке сижу,
Всё жужжу, жужжу, жужжу.
Воспитатель: Молодцы . А вот и берёзка стоит .Кто помог муравью спуститься с берёзы?(Гусеница листовёртка)
- Гусеницы-листовертки сворачиваются с помощью паутины в трубки из листочков, в этих трубках они и укрываются. Отсюда и название – листовертки.
-Гусеница-листовертка просит вас помочь смотать ниточки в клубочки, тогда она поможет муравьишке добраться до муравейника. Поможем ей? (дети сматывают нитки) - Мы помогли гусенице, а она помогла муравью.
Спустился муравей. А муравейника-то нет .Кто-то разрушил . Давайте мы поможем построить муравью домик. Возьмите полоски ,намажте клеем и и приклейте.
Видите какая это крапатливая и нелёгкая работа,нельзя разрушать.
Муравейник – это многоэтажный дом, где много квартир. Он теплый, уютный. В нем есть кладовки, спальни, детские комнаты, мусоросборники и туалет. Главная его часть уходит глубоко под землю. Муравьи содержат свои дома в чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух. Эти ходы охраняют муравьи-солдаты. Там, где построены муравейники, лес здоровый и чистый.
Ну вот муравей и попал домой. Вот и нам пора домой .Возьмёмся за руки ,сделаем большой круг, закроем глаза и произнесём волшебные слова.1,2,3,4,5,Вот мы в садике опять .
Воспитатель: Ребята вам понравилось путешествие? Кому мы помогли? (муравью) Кого мы встретили в пути? Как назвать их одним словом?(насекомые)
А вы ребята были сегодня молодцы ,сделали много добрых дел.
раскрыть » / « свернуть