Уважаемые родители!
Наша с Вами задача – познакомить дошкольников со своей малой Родиной! К патриотическому воспитанию нужно приступать с раннего возраста, тогда малыш начинает осмысленно смотреть на окружающий мир и только так можно научить человека по-настоящему любить свою Родину. Необходимо рассказывать о природе и истории родного края, и когда дети вырастут, они станут не просто жителями, а настоящими патриотами своей деревни.
Путешествуя всей семьёй по знакомым местам в нашей деревне, Вы сможете не только расширить представления и знания детей о том месте, в котором они родились и живут, но и приятно провести время!
Маршрут выходного дня
«Тропинками родного краю»
Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и интереса к истории родного края, а также привлечение родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Задачи:
- формировать представления родителей как можно провести выходной день со своими детьми;
- развивать познавательную активность у детей и способствовать формированию у детей интереса к истории своей Родины, своего народа;
- воспитывать уважительное отношение к истории родного краю.
Тип: семейный маршрут выходного дня.
Вид: велосипедный, автомобильный.
Продолжительность: 1,5 - 2 часа.
Протяженность: 5-6 км.
Место отправления: ул.Садовая
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Необходимо взять с собой: карту маршрута, фотоаппарат, цветы, питьевую воду.
Маршрут:
- Курган Памяти (4 км от аг.Чудин);
- Памятник землякам (около сельского Дома культуры);
- Братская могила (старое кладбище);
- Георгиевская церковь (ул.Пролетарская);
- Урочище Сержпутовщина.
- Река Лань
- ООО "Вуд Плейс"
СОДЕРЖАНИЕ МАРШРУТА
I. ЧТО РАССМОТРЕТЬ С РЕБЕНКОМ, РАССКАЗАТЬ (ПРОЧИТАТЬ) РЕБЕНКУ
Объект № 1. Начните маршрут с памятного места: Курган памяти.
По ходу движения к первому объекту маршрута:
Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
Познакомить ребёнка с наиболее известными и значимыми событиями войны можно с помощью рассказа С.П.Алексеева «Победа будет за нами»... В нём представлена хронология основных событий ВОВ.
Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых, выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
Прибыв к памятному месту:
расскажите своему ребенку историю памятного места.
Описание объекта: За 4 км на юг от Чудина, около дороги на Большие Чучевичи Лунинецкого района, есть место гибели мирных жителей. На этом месте немецко-фашистские оккупанты расстреляли в 1941 году 10 сельских активистов, в том числе председатель колхоза Ф.А.Захарченя. В 1967 году на могиле жертв фашизма насыпан курган памяти, у его подножия установлен обелиск, на котором выбиты имена тех, кто погиб.
Объект № 2. Памятник землякам.
Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).
Предложите ребёнку почтить погибших земляков минутой молчания, тихонечко положить к памятнику цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.
Дома, придя с прогулки, расскажите ребёнку о ваших родственника, прошедших войну. Наверняка в вашей семье есть дедушки и бабушки, пережившие войну. Расскажите о них. Полистайте домашний фотоальбом.
Можно посмотреть мультфильм про войну «Воспоминание» и мультфильм про ВОВ глазами ребёнка «Солдатская сказка».
Мультфильм про войну "Воспоминание"
Мультфильм "Солдатская сказка"
Описание объекта: В центре деревни возле Сельского Дома культуры в 1971 году установлен памятник землякам — скульптурная композиция на увековечение памяти 38 земляков, которые погибли в Великую Отечественную войну.
Памятник ухожен, вокруг красиво и чисто. Жители деревни, а также и ученики школы поддерживают чистоту и порядок. Здесь проходят мероприятия, посвященные памятным датам - День Победы, День Независимости.
Прочитайте стих:
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны! (М.Владимов)
Объект № 3. Братская могила
По пути следования до объекта поиграйте с ребёнком в дидактическую игру «Кто где служит?» или «Кто что делает»
-небо охраняют – лётчики,
-границу – пограничники,
- в танковых войсках служат – танкисты,
- в пехоте – пехотинцы и т.д.
Расскажите ребёнку, что такое братская могила, кто захоронен в братской могиле.
Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту с высеченными именами погибших воинов.
Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Описание объекта: На местном кладбище находится братская могила шести партизан, которые погибли в годы Великой Отечественной войны.. В 1965 году на братской могиле партизан установлен мемориальный знак.
Объект № 4. Георгиевская церковь
Описание объекта: На старом закрытом кладбище в центре деревни размещается Свято-Георгиевская церковь, которую по яркой окраске фасадов здания и колокольни можно заметить издалека. Построена она была из дерева в 1867 году вместо старого храма, который из-за обветшалости стал непригоден для проведения богослужений. Скромная внешне церковь, тем не менее, является памятником деревянного зодчества. Она представляет собой прямоугольный вытянутый по продолговатой оси сруб, который завершен трехгранной апсидой, с противоположного фасада присоединен прямоугольный притвор с крыльцом. Ярусность храму придают разновеликие двухскатные крыши срубов, центральный завершен граненым барабаном с шатровым верхом.
Объект № 5. Урочище Сержпутовщина
Описание объекта: Большой вклад в сохранение культурного наследия деревни Чудин внёс Александр Казимирович Сержпутовский - этнограф, фольклорист, исследователь, учёный. Родился Александр Сержпутовский в деревне Белевичи Чаплицкой волости Слуцкого уезда Минской губернии, сегодня Рачковичского сельсовета Слуцкого района. Когда он был ещё маленьким, его родители поселились недалеко од нашей деревни. Поэтому всю свою жизнь своей родиной он считал деревню Чудин. Именно в Чудине Александр Казимирович написал ряд сказок: "Палешукіі палевікі", "Праўда і крыўда", "Бязногі багач".
Будучи уже сотрудником Русского музея, он неоднократно с рабочими целями посещал малую родину и посвятил ей многие свои научные работы.
На месте бывшего хутора, где проходило детство известного этнографа в 2003 году установлен памятный знак, а сам хутор получил название - Сержпутовщина.
По прибытию домой, предложите ребёнку почитать одну из сказок Александра Казимировича Сержпутовского.
Объект № 6. Река Лань.
Полюбуйтесь с ребёнком красотой окружающей природы. Объясните ребёнку, что вы находитесь в пойме реки. Пойма – это луга по обе стороны реки, которые заливались талыми водами. Она богата разнообразными растениями. Здесь растут и осока, и камыши, а также лекарственные растения: подорожник, клевер, аир. Некоторые занесены в красную книгу.
Описание объекта: Расскажите детям, что река Лань протекает по территории Брестской и Минской областей, является приток реки Припяти.
Длина реки — 147 км. Ширина Лани в верхнем течении 4—8 м, в нижнем до 20 м, пойма шириной 0,6—1 км. Берега реки торфянистые, местами песчаные и супесчаные, высотой 1—2 м.
Долина реки покрыта смешанными лесами, заболочена.
На реке Лань расположен город Клецк. Помимо города Клецк река протекает ряд сёл и деревень, крупнейшие из них Быховщина, Бабаевичи, Яновичи, Каплановичи, Грицевичи, Островчицы, Драбовщина, Начь, Гаврильчицы, Синкевичи, Мокрово, Локтыши, а также наша деревня Чудин.
Старожилы деревни рассказывают, что с рекой Лань связана одна из легенд возникновения деревни Чудин. В этой легенде говорится, что когда -то давно по реке двигались люди, остановились чтоб отдохнуть. Осмотрелись вокруг и увидели чудесные места: леса, речку Лань, полную рыбы, болото, красную клюкву, и воскликнули: "Какое чудесное для жизни место! Здесь и будем жить!" И поселились они на берегу Лань, а название деревни дали от слова "чудо".
Предложите ребёнку порисовать палочкой по мокрому песку, побросать камушки в воду.
Объект № 7. ООО "Вуд Плейс".
Описание объекта: Компания WoodPlace занимается строительством домов, бань, беседок с 1999 года. На производстве трудятся более 50 человек, которые строят дома из первосортной древесины, сохранившей свои лучшие свойства.
На сегодняшний день Вуд Плейс является крупной белорусской компанией, имеющей собственное бюро проектирования и производство.
Завод компании оснащен новейшим современным оборудованием, где древесина проходит полный цикл обработки: от первичной деревообработки до получения высококачественного материала.
II. КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО ЗАДАТЬ РЕБЕНКУ
Уточните у ребёнка, что он ещё знает о нашей деревне. Поинтересуйтесь у ребенка, что запомнилось больше всего. Было ли интересно? Будет ли ему интересно пройти по этому маршруту еще раз? Хотел бы он посетить другие памятные места?
РЕФЛЕКСИЯ
После прогулки предложите своему ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось во время прогулки. Так же можно подготовить со своим ребенком фотоотчёт о том, где вы побывали.
Через несколько дней поговорите с ребёнком о проведённой прогулку. Вы увидите, какие представления у ребёнка сформированы, что он запомнил.
Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома
Чудзін
Ці не ад "цуду" – назва тваёй вёскі?..
Прыватнае пытанне
Калі не цуд, што мой выток, мой Чудзін –
палескіх казак даўні чарадзей,
што першы зруб, прагнаўшы ўсіх чарцей,
паставіў ён на непадступным грудзе;
Калі не цуд, што ў самы горкі будзень
не адымаў ён зброі ад грудзей
да хат і ніў, да мацярок, дзяцей
шлях заказаў не аднаму прыблудзе;
Калі не цуд – наўкол абсяг зямлі,
дзе ў рост мой жыта, травы параслі,
дзе лес і рэчка шчодрыя надзіва;
Калі не цуд уся яго Радзіма,
чыёю мовай даражыць дзівоснай, –
тады мой Чудзін – проста нават вёска.
(Алесь Каско)
Мой край
Мая зямля, мой родны дом
Завецца Беларуссю.
Я знаю: пад тваім крылом
Заўсёды прытулюся.
У час трывогі і бяды
З табою мы адзіныя,
З любоўю шчыраю заўжды
Заву цябе Радзімаю.
(Валерыя Бароўская)
Наша Беларусь
Край ты наш, родной, любимый:
Ветер синий, рёв лосиный,
Вековые песни бора,
Синью полные озёра.
Лучше нет Земли на свете:
Крикни – песнею ответит…
Мёд и тот здесь сладкий самый…
Край наш – весь как ласка мамы.
(В. Каризна)